Короткий рабочий день 3 мая и последующие 4 выходных дня подталкивали к мысли, что надо бы куда-нибудь поехать. Навскидку самые дешёвые билеты на эти дни оказались у Norwegian Air. Что ж, в Норвегии мы ещё не были. А 3 дня вполне достаточно, чтобы познакомиться с Осло.
Весна здесь пока ещё лишь пробуждается робким зелёным намёком из-под сугробов, дотаивающих по оврагам и ложбинкам в лесах. Солнечные лучи сбиваются с курса студёным ветром. А высаженные в огромных количествах анютины глазки зябко подворачивают края лепестков. Но у природы нет плохой погоды, особенно когда есть очень достойные музеи.
04.05.2023.
Замок Акерсхус (Akershus slott) стал первым в списке. Самое старое сооружение Осло, ведущее свою историю с рубежа XIII — XIV вв. В 1527 г. после удара молнии замок сгорел дотла и в первой половине XVII в. был перестроен в стиле эпохи Ренессанса. XVIII и XIX вв. также внесли в облик здания некоторые изменения. Масштабная реновация была проведена в первой половине XX в. Как и положено нормальному замку, есть здесь и темницы, одна из которых называется «Ведьмина нора». Есть и небольшой королевский мавзолей. Есть и маленькая придворная капелла, оформленная в середине XVIII в. в стиле северного барокко. Несколько залов, доступных для осмотра, замечательно оформлены благодаря прежде всего очень грамотно выстроенному свету.
Такая отменная работа в музейных залах встречается не часто. Тонко передана атмосфера комнат. Может быть даже не столько, какой именно она была тогда, сколько такой, как мы бы хотели её видеть. Мягкий сумрак по стенам смягчает полотно гобеленов, скрывая их возраст. А правильно подобранный тон освещения создает на люстрах и канделябрах удивительную игру бликов, от которой невозможно оторвать взгляд. И это с учётом того, что данные помещения служат также и для проведения официальных мероприятий правительства.
И ещё пару слов о работе норвежских музейщиков. В 2021 г. на экраны вышел фильм «Маргарита – королева севера». И пусть фильм этот датский, и пусть Маргрете I была королевой Дании, Норвегии и Швеции, но достаточно взять несколько костюмов, уже отработавших свое на съемочной площадке, отвести небольшие помещения под временную (а может в будущем и постоянную) экспозицию, опять-таки поставить правильно свет и грамотно написать несколько текстов, – и вот уже юное поколение с широко раскрытыми глазами связывает ту историю, что пришла к ним с экрана, с конкретным местом прямо здесь и сейчас.
Вторую часть дня провели в Национальной галерее Осло. Концепция очень интересная.
Изобразительное искусство в Норвегии начало набирать силу уже ближе ко второй половине XIX в. Но сразу довольно мощно и на хорошем среднем уровне. Поэтому при входе нас встречают расположенные в первых трех-четырех залах работы старых мастеров: Лукас Кранах старший и Лукас Кранах младший, Орацио Джентилески и его дочь Артемизия, несколько второстепенных работ Рубенса, одинокий Эль Греко.
А потом плотным потоком идут намного более молодые норвежцы. Если же музей обладает работами кого-то из мировых имен данного периода, то эта работа становится таким эмоциональным центром, а вокруг, словно круги по воде, расходятся работы мало нам знакомых, но зачастую очень достойных норвежцев.
И это очень часто создает своеобразные параллели с русской школой. Вот, например норвежские «Грачи прилетели». А это вполне уместно смотрелось бы на выставке передвижников. И таких примеров почти на 50 залов музея.
Ну и два зала отданы Эдварду Мунку. Вышли под впечатлением, оставив 1-й этаж с декоративно- прикладным искусством как-нибудь на другой раз.
05.05.2023.
Этот день запланировали посвятить исключительно морской тематике. В программе значились музей Фрама, музей Кон-Тики, морской музей. Самое же яркое впечатление оставил пожалуй, музей Фрама и не только потому, что он был первым по курсу. В музее демонстрируется два экспедиционных корабля: Йоа и Фрам. Кстати, Йоа — первое в истории судно, прошедшее Северо-Западным проходом из Атлантического океана в Тихий вокруг северной оконечности Американского континента.
Фрам же был специально спроектирован и построен для нужд полярных исследований. Его яйцеобразная форма корпуса разрабатывалась в том числе и для длительного дрейфа в паковых льдах. На нем ходили в экспедиции и Нансен, и Свердруп, и Амундсен. Именно на Фраме Амундсен с командой отправился на покорение Южного полюса.
Оба корабля доступны для осмотра от трюма до капитанского мостика. А всё пространство вокруг занято фотографиями, артефактами и документами, посвящёнными освоению Арктики и Антарктики. Огромное количество текстов на нескольких языках, в том числе и на русском, по истории экспедиций, начиная чуть ли не с XVI — XVII вв. Тексты такие, что невозможно оторваться, подгружаясь не только в мировую историю, но и русскую. Причём историю, которой можно и нужно гордиться, но которая со школьных лет была где-то на периферии интересов. Фрам же просто не отпускает.
Пройтись не только по палубе, постояв за штурвалом, увидеть каюты, заполненные оригинальными вещами членов экспедиций, послушать гул работы двигателя в машинном отделении и вроде как даже ощутить лёгкую качку, оказавшись в носовом отсеке среди якорных цепей, – всё это задевает именно те струны души, которые резонируют с самым правильным в нас, с самым правдивым и искренним. А если задержаться на палубе, то можно посмотреть на северное сияние между такелажем, увидеть поднимающееся над бортом тяжёлое северное солнце, проскользить взглядом за проплывающими по тихой воде айсбергами или застыть перед обрушающейся на тебя ледяной волной шторма. Надо просто чуть-чуть воображения, а об остальном уже позаботились создатели музея.
Может сами музеи и не являются чем-то исключительным, но каждое из событий, будь то экспедиции по Арктике или Антарктике, так же как и экспедиции Тура Хейердала несут в себе настолько мощный эмоциональный заряд, что каждое из этих мест приобретает совершенно уникальное звучание. А основные экспонаты — непосредственные участники — просто завораживают.
Морской музей на фоне всего ранее увиденного оказался скорее довеском, чем чем-то самодостаточно значимым. Но быть здесь и не зайти в него было бы кощунством.
Впечатлений было столько, что требовалось время на их утрамбовку, на что и ушёл оставшийся вечер.
06.05.2023.
День решили посвятить этнографии и декоративно-прикладному искусству Норвегии. Так что двинулись опять на полуостров Бюгдёй (Bygdøy, Bygdø) по вчерашнему маршруту на том же самом паромчике. Торопиться было некуда, а потому немного тормознули у входа в одну из многочисленных местных марин. Погода была чудная и под портовыми кранами кипела работа по подготовке лодок к сезону. А потом в какой-то момент проходящий мимо харбор-мастер почему-то обратил на нас внимание и любезно распахнул перед нами калитку, ведущую на понтоны к лодкам, приглашая заходить. Думаю, тут сыграли свою роль скорее приобретённые ранее на яхтенной выставке в Дюссельдорфе моя куртка и шапка Жени с логотипом Hallberg-Rassy , чем наше жгучее желание побродить здесь среди лодок, но так или иначе, а на причалах клуба мы отметились, пусть пока и без лодки.
А потом мы все-таки дошли и до этнографического музея. У входа в двух корпусах расположены очень содержательные выставки соответствующей тематики. И опять же с подробными, но при этом интересными описаниями экспонатов.
Провести здесь пару часов оказалось проще простого, хотя и сам музей вполне заслуживает тщательного и неспешного осмотра. Погода была с нами заодно, так что пробродили мы здесь почти до самого вечера.
Оказавшись на набережной думали ещё на часик-полтора зайти в Национальный музей и доходить первый этаж, что было бы как раз в том же самом контексте, но оказалось, что в четверг музей открыт лишь до 17:00. После осознания этой информации, как-то сразу навалилась усталость, так что с удовольствие отправились в сторону дома, завершив тем самым на сегодня нашу культурную программу.
07.05.2023.
Обратный рейс был вечером, так что оставалось время, как минимум, на посещение музея Эдварда Мунка. Не скажу, что этот художник входит в мой личный пантеон тех, кто вызывает неизменный интерес, но быть в Осло и не отметиться в данном музее было бы непростительно. Не смотря на огромный имеющийся материал, в музее выставлены по большей части уже более поздние работы. Подборка в Национальном музее мне показалась даже более яркой и значимой, но тем не менее полтора часа прошли незаметно.
Оставалось последнее место, куда зайти нужно было обязательно, – Домский собор Осло. Любопытно расписанный в 1930 — 1950 гг. потолок. Алтарь, который с некоторой натяжкой можно назвать уникальным, как, собственно и витражи (все-таки сделаем сноску, что собор находится очень сильно севернее Альп). И, на удивление, очень ощутимый дух протестантизма. Вот такими бы красками я описала это место.
На этом можно поставить точку в данной поездке. Но всё-таки я позволю себе маленький P.S. Осло заслуживает того, чтобы провести здесь несколько дней. Но задавая себе вопрос: «А хочется ли сюда вернуться», – я с уверенностью отрицательно прокачаю головой.