Монастырь Санта-Кьяра (Basilica di Santa Chiara)

IMG_0455Санта-Кьяра — Церковь святой Клары Ассизской — комплекс религиозных построек в Неаполе, включающий монастырь, усыпальницы королей Анжуйской династии и археологический музей. Здесь же покоятся останки св. Клары Ассизской.

Строительство базилики началось в 1310 г. по воле Роберта Анжуйского и его супруги Санчи Майоркской на месте римского банного комплекса I века нашей эры. Работы заняли почти 20 лет, а освящение храма состоялось в 1340 г. Церковь была построена в провансальском готическом стиле и за короткое время стала одной из самых значительных в Неаполе. Интерьер базилики был представлен одним прямоугольным нефом, отвечающим простоте францисканских принципов, с десятью капеллами на каждой стороне. Согласно легенде, когда король Роберт спросил своего сына Карла о его мнении по поводу завершенной церкви, то получил следующий ответ: «Похоже на большой сарай с кормушками по сторонам». Над росписью и декором храмового интерьера работали некоторые из значительнейших мастеров того времени: скульптор Тино ди Камаино и Джотто, чьими работами впоследствии вдохновлялись Леонардо да Винчи и Микеланджело. Вместе с базиликой был построен монастырский комплекс для последовательниц святой Клары. Его размеры позволяют судить о роли обители клариссинок, монахинь-затворниц ордена, выступающего женским аналогом братьев-францисканцев. Ведь этот орден включал в себя большое количество молодых представительниц аристократических семей.

В 1742-1762 гг. церковь была полностью перестроена в стиле барокко, радикальным преобразованиям подверглись прилегающие монастырские дворы. Барочные украшения были разработаны Доменико Антонио Ваккаро и Гаэтано Буонокоре. Интерьер был декорирован лепниной и фресками Франческо Де Муры, Джузеппе Бонито и Себастьяно Конки. Архитектор Фердинандо Фуга выполнил в 1762 г. мраморный пол с изображением герба Анжуйской династии, дошедший до наших дней.

Во время событий Второй мировой войны здание серьезно пострадало. Двухдневный пожар, вызванный бомбардировками 14 августа 1943 г., практически полностью уничтожил барочный вид церкви и ее внутреннее убранство, за исключением алтаря. От фресок, выполненных Джотто, осталось несколько фрагментов. Длительные реставрационные работы, законченные в 1953 г., вернули зданию первоначальный строгий готический облик.

Сейчас стены церкви лишены вычурных деталей и орнаментов. В ее часовнях сохранились могилы XIV-XVII вв., принадлежащие представителям благородных неаполитанских семейств, сановникам двора и членам королевской фамилии. Слева при входе в церковь находится могила национального героя Италии Сальво д’Аквисто, расстрелянного в годы Второй мировой войны. В третьей часовне сохранился фрагмент фрески XIV в., изображающей Богоматерь с младенцем, а в четвертой, посвященной святому Иосифу, видны остатки живописи с изображением святого и Иисуса Христа. Седьмая часовня, построенная в честь Франциска Ассизского, осталась нетронутой во время военных действий и хранит барочные элементы XVIII столетия. На своде капеллы можно увидеть медальоны с фресками Белизарио Коренцио, повествующие о жизни святого Франциска. В часовне святой Марии Франчески хранится древнегреческий саркофаг IV в. до н. Э., украшенный барельефами с изображением мифологического героя троянской войны Протесилая и его жены Лаодамии. Пятнадцатая часовня сохранила портрет святого Антония кисти Николы Марии Росси, последователя Луки Джордано. Шестнадцатая капелла посвящена святой Кларе Ассизской и представляет фреску неизвестного художника, изображающую святую со своими приверженцами, и полотно Пьетро Барделлино со сценой смерти святой Клары, относящееся к концу XVIII в.

Двадцатая часовня, сохранившая барочный вид, сама по себе является олицетворением истории. В настоящее время она является официальным местом погребения правителей династии Бурбонов. Здесь покоятся короли обеих Сицилий, начиная с Фердинанда I до Франциска II. На ее главной стене можно увидеть полотно конца XVI в. со сценой «Неверия святого Фомы» флорентийского художника Джироламо Маккьетти. За главным алтарем и распятием, созданными неизвестными мастерами, находится усыпальница Роберта Анжуйского, украшенная мраморными скульптурами работы братьев Джованни и Пачо Бертини. По бокам гробницы короля расположены могилы Марии ди Дураццо и наследника престола – Карла Калабрийского. Из пресвитерия идет выход в барочную сакристию с фресками и предметами мебели, относящимися к 1692 г. В соседнем помещении можно полюбоваться вышитой материей XVII в. Вестибюль, ведущий из ризницы, украшен майоликой XVIII столетия, а следующий за ним зал декорирован фресками XVI в. кисти неизвестного фламандского художника. Сюжеты фресок похожи на те, что украшают хор монахинь, и посвящены Страшному суду, житиям святых, Благовещению и поклонению пастухов. Хор был задуман как небольшая церковь. В ней находится аркосолий короля Роберта, созданный скульпторами Джованни и Пачо Бертини, на стенах сохранились фрески со сценами из Ветхого Завета и Откровения кисти Джотто, а также некоторые фрагменты фресок эпохи Возрождения.

Несмотря на свой аскетичный вид, церковь может предложить множество интересных объектов на своей территории, в том числе небольшой археологический музей и монастырские галереи. В юго-восточной части комплекса проводятся раскопки римских терм, которые действовали, по меньшей мере, до IV в. Слева от церкви стоит колокольня, строительство которой было начато в 1338 г., но из-за отсутствия финансирования после смерти Роберта Анжуйского и землетрясения 1456 г. было закончено только в 1604 г. Обитель Санта-Кьяра включает в себя 4 монастырских двора. К комплексу главной базилики Клары Ассизской относятся галерея майолики и клуатр святого Франциска. К прилегающей церкви клариссинок относится двор братьев-францисканцев (Frati Minori) и клуатр Служения (Servizio), являющийся самой ранней из монастырских пристроек.

Клуатр майолики является произведением Доменико Антонио Ваккаро 1739 г. Архитектор сохранил строгую готическую структуру галереи, переделав только садовые аллеи, которые, впрочем, были превращены в удивительное произведение искусства. В сад были перенесены два фонтана XIV в., один из которых украшен четырьмя скульптурами львов. Братья Донато и Джузеппе Масса декорировали колонны вдоль аллей майоликой с растительным орнаментом. Изразцы, украсившие скамьи, установленные в тени апельсиновых и лимонных деревьев, были расписаны жанровыми сценами из древней мифологии и сельской жизни неаполитанцев, пейзажами, сюжетами из повседневной жизни монастыря. Стены галерей расписаны фресками XVII в., изображающими святых и аллегорические образы четырех стихий. Обитель избежала разрушений военного времени и остается живым свидетельством барочной эпохи церкви. За клуатром майолики, у главной трапезной, расположен небольшой монастырский двор святого Франциска. Он претерпел множество изменений на протяжении долгих лет. Сохранились только уникальные арочные опоры XIV в. Монастырский двор мужского ордена францисканцев дошел до наших дней в неизменном виде, за исключением трапезной, которая была преобразована в церковь клариссинок. Двор Frati Minori не затронула реконструкция XVIII в., так как, по сравнению с женским монашеским орденом, орден братьев-францисканцев не обладал большими средствами на преобразование.

На первом этаже монастыря клариссинок находится музей, созданный в 1995 г. с целью восстановления истории строительства церкви. Визит в музей включает в себя посещение как монашеского хора с остатками фресок Джотто, так и большой трапезной, ризницы и других помещений базилики. В музее представлены археологические находки, обнаруженные под церковью и на территории монастыря, драгоценные священные реликварии и уцелевшие после войны и отреставрированные скульптуры XIV в.

В монастырском комплексе святой Клары можно провести не один час. Здесь красота Неаполя открывается с совершенно иной стороны.

Существует поверье, что пара, обвенчавшаяся в этой церкви, будет жить счастливо, не зная разлук, бедности и недоверия, поэтому церковь пользуется большой популярностью не только у местных брачующихся, но и многочисленных путешественников.

Как у многих древних памятников, у Санта-Кьяры тоже есть свое привидение. Это привидение королевы Джованны, убитой во сне четырьмя наемниками. Ее тело привезли в церковь, чтобы засвидетельствовать, что королева действительно была мертва. Но потом сразу же бросили в общую могилу, потому что Джованна была отлучена от церкви. Каждый год, в день своей смерти, она блуждает коридорами монастыря.

https://www.tripzaza.com/ru/destinations/luchshie-dostoprimechatelnosti-neapolya/

https://tonkosti.ru/Санта-Кьяра

https://ru.wikipedia.org/wiki/Санта-Кьяра

Der Grüne Reiseführer

https://mywowo.net/ru/italiya/neapol/santa-kyara/monastyr