Палаццо Пио-Монте-делла-Мизерикордия (Pio Monte della Misericordia)

IMG_9913В этом монументальном палаццо разместились и церковь, и музей, и действующее благотворительное общество. В 1601 г. семь инициативных молодых неаполитанских дворян объединились для помощи неимущим и больным. В 1602 г. ими был основан благотворительный фонд, помогавший заключенным, нуждающимся, людям, попавшим в долговую кабалу и паломникам, искавшим приют. Назначение ассоциации отражается уже в ее архитектурном стиле. Внешний портик (который довольно редко встречается в неаполитанской архитектуре) давал приют всем, кто обращался за помощью. Восьмиугольный план церкви был разработан так, чтобы главный алтарь можно было использовать для всех видов ухода и помощи.

Изначально организация размещалась в небольшой церкви, спроектированной Джованни Джакомо ди Конфорто. По мере развития деятельности с 1658 по 1678 гг. фонд приобрел соседние здания. Архитектор Франческо Антонио Пиккьятти оформил помещения в единый комплекс и реконструировал церковь, к тому времени уже освященную по благословению папы римского Павла V. Спустя век здание было значительно перестроено, но с тех пор больше не претерпело изменений.

Вход в церковь ведет через портик с прекрасной скульптурой семнадцатого века Андреа Фалконе (Andrea Falcone). Он же является автором нескольких мраморных чаш со святой водой. Интерьер поражает своей простотой и легкостью, с большим центральным залом, от которого отходят шесть часовен. Боковые алтари украшены отличными полотнами неаполитанских живописцев семнадцатого века. Одним из самых примечательных является «Освобождение Святого Петра из темницы» Баттистелло Караччоло.

Одна из главных работ Микеланджело Меризи да Караваджо – «Семь деяний Милосердия» – украшает главный алтарь церкви. Картина была выполнена по заказу благотворительного фонда в 1606-1607 гг. Ранее деяния милосердия изображали по отдельности. Караваджо решил отразить их на холсте в единой композиции.

Итак, Семь деяний милосердия — христианская традиция, восходящая к Библии. В Евангелии от Матфея, Глава 25, говорится:

«34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:

35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;

36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?

38 когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?

39 когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?

40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.»

В соответствии с Евангелием католическая церковь перечисляет шесть деяний милосердия:

  1. Накормить голодного.
  2. Напоить жаждущего.
  3. Дать приют страннику.
  4. Одеть нагого.
  5. Посетить больного.
  6. Посетить заключённого в темницу.

К ним добавляется из Ветхого Завета

7. Похоронить мёртвого.

Обычно все деяния изображались на отдельных картинах, но Караваджо создал сложную композицию, разместив все деяния на одном холсте. Справа нарисована сцена, в которой, испуганно оглядываясь, женщина кормит грудью заключённого в темнице (1-е и 6-е деяния). Рядом написана сцена, в которой два могильщика выносят вперёд ногами мертвеца, освещая дорогу факелом (7-е деяние). Сцена левее показывает, как юноша разрезает шпагой свой плащ надвое, чтобы отдать его двум нищим, причём один из них наг, а другой болен, видны костыли (4-е и 5-е деяния). У левого края хозяин гостиницы приглашает к себе странника (3-е деяние). За ними библейский Самсон утоляет жажду из ослиной челюсти (2-е деяние). А сверху Богоматерь с Младенцем и два ангела наблюдают за происходящими событиями.

Работа произвела сильное впечатление на заказчиков, и они поклялись, что впредь это творение ни за какие деньги не должно покидать главный алтарь церкви Пио Монте делла Мизерикордия. Ими был также наложен строгий запрет на его копирование. Принятые меры не были случайны. Картина вызвала такой интерес, что один из влиятельных испанских грандов, близкий ко двору граф Хуан де Тасис Вилламедьяна, загорелся желанием приобрести творение Караваджо за две тысячи скудо или, если хозяева заартачатся, хотя бы снять с него копию. Местный живописец Баттистелло уже дал согласие выполнить просьбу испанца, который был без ума от римских работ Караваджо и готов был пойти на всё, лишь бы стать обладателем хотя бы копии шедевра. Однако молодые хозяева картины, пользовавшейся неимоверным успехом у неаполитанцев, не поддались соблазну и не пошли на уступки. Движимые патриотическими чувствами, они отвергли все притязания не в меру настойчивого богатого чужестранца. Принятое ими в 1607 г. решение свято соблюдается до сих пор несмотря на все последующие перипетии, связанные с остракизмом Караваджо. Рядом с картиной под стеклом выставлен как ценная реликвия договор с художником на её написание с указанием суммы выплаченного гонорара — четыреста семьдесят золотых скудо. Полотно никогда не покидало своё место у главного алтаря, даже когда в Риме по команде сверху многие работы Караваджо выносились из церквей и прятались в подвалах и на чердаках. Более того, картина не покидала своего места, даже во время военных действий и бомбардировок.

(Следующий абзац можно опустить) В шести церковных капеллах выставлены картины других художников XVII века: «Добрый самаритянин» Джована Винченцо да Форли, картины «Святой Петр, воскресающий Тавифу» и «Христос в доме Марфы и Марии» Фабрицио Сантафеде, полотно «Освобождение Святого Петра» Джованни Баттиста Караччоло и «Святой Павлин, освобождающий раба» кисти Джованни Бернардо Аццолино, изобразившего святого Павлина Милостивого, епископа Ноланского. В 1671 году известный мастер Лука Джордано написал свой вариант сюжета «Снятие с креста Иисуса Христа», которая заменила некогда украшавшее одну из капелл одноименное полотно Джованни Бальоне.

(Следующий абзац можно опустить) Комплекс Пио Монте делла Мизерикордиа знаменит не только этими картинами. В одном из его зданий располагается галерея итальянской живописи со 140 полотнами XVI-XIX веков. В 1782 году Франческо де Мура даровал фонду 180 своих картин для реализации с аукциона. С продажи 147 полотен для фонда были выручены значительные средства, оставшиеся работы были выставлены в галерее. Также здесь хранятся картины Массимо Станционе, Андреа Ваккаро, Луки Джордано, Леонардо Коккоранте, Маттиа Прети и многих других прославленных живописцев.

Дни работы: Понедельник — Cуббота. Время работы: 9:00 — 18:00. В воскресенье церковь работает до 14:00

Адрес: Via dei Tribunali, 253 – 80139 Napoli Метро: Linea 1 Museo Телефон для справок: +(39) 081 44 69 44

https://www.napoli.ru/cattedrali-e-chiese/pio-monte-della-misericordia

https://ru.wikipedia.org/wiki/Семь_деяний_милосердия