Португалия. Ноябрь 2019.

12.11.2019

IMG_1009Не очень ранний вылет из Риги, 4-часовой перелет до Лиссабона и оформление аренды машины заняли практически весь световой день. До первого места дислокации в городке Сантарем (Santarem) добрались уже затемно. Но ведь прогулки при полной луне бывают так чудесны! Надо просто выйти из дома. И за первым же поворотом дороги может ждать что-то удивительное. На этот раз это оказалась церковь монастыря Св. Клары. Датируемая XIII веком, она была очень хороша на фоне полной луны. Возвели это здание по приказу короля Афонсу, который строил монастырь для своей дочери, Леонор Афонсу, давшей монашеский обет. Сама Леонор так же принимала активное участие в строительстве монастыря ордена клариссок, а позже была здесь и похоронена. Церковь – единственное уцелевшее здание из всех монастырских построек. Но объем и вид этого готического здания не оставляют равнодушным.

Совсем рядом находится еще один любопытный представитель готики – монастырь Св. Франциска. На данный момент пришлось удовлетвориться лишь беглым внешним осмотром. Но одинокая горгулья на фоне поднимающейся луны сделала эти стены просто завораживающими.

Сделав перерыв на ужин в очень симпатичном заведении (…), вышли на улочки центра Сантарема. Кафедральный собор Игрежа-ду-Семинариу красовался подсвеченным фасадом, но улочки, расходящиеся от площади, увлекали все дальше и дальше.

Следующей на пути оказалась Церковь Санта-Мариа-де-Марвила, привлекшая внимание своим фасадом. А вот находящаяся неподалеку церковь Сан-Жуану-ди-Алпорану (Святого Иоанна Крестителя) буквально заворожила удивительным романским порталом. Строительство этой церкви велось монашеским орденом рыцарей-госпитальеров в XII-XIII веках. Она так же являлась частью монастыря, который находился возле оборонительной стены города. Храм считается великолепным образцом архитектуры переходного периода от романской архитектуры к ранней готике, влияние которой уже явно читается в силуэте капеллы. В XVIII веке башня в романском стиле была разрушена. В XIX веке в церкви некоторое время располагался театр. На сегодняшний день в церкви находится небольшой археологический музей. Но в данный час все было, естественно, уже закрыто.

А через улицу возвышается Торре-даш-Кабаш, или Часовая башня, – это одна из построек замка Сантарема, которая сохранилась до наших дней. Башня построена в стиле поздней готики, хотя найти здесь привычные готические элементы – задача не тривиальная. В XV веке башня была частью оборонительной системы города Сантарем. В XVII веке были проведены небольшие строительные работы, в результате которых наверху башни достроили фасонный элемент (деталь обрамления) в стиле маньеризма для того, чтобы придать башне более художественный вид. Несмотря на то, что от стен и здания городского совета, частью которых была и Торре-даш-Кабаш, ничего не осталось, башня выполняет функцию часовой башни и сегодня.

В паре кварталов стоит совершенно очаровательная Церковь Игрежа-да Граса. Название церкви в переводе означает церковь Милосердия Божьего. Один ее готический портал уже мог бы служить поводом для посещения Сантарема. Но над порталом располагается еще и не менее яркое окно-роза. Пластика и динамика данной резьбы по камню создают поразительное ощущения живого движения, — работа просто великолепная. Строительство церкви Игрежа-да-Граса было начато в 1380 году и велось под руководством первого графа Оуренского, Афонсу Телу ди Менезиша, который решил основать в городе Сантарен августинский монастырь. Из-за финансовых трудностей строительство храма длилось больше века. В итоге, до наших дней дошел великолепный памятник готической архитектуры.

На этом вечерняя прогулка подошла к концу. На утро уже была запланирована новая встреча со всеми этими церквями и монастырями, которые стоило рассмотреть и при дневном свете, а при возможности и изнутри.

Продолжение следует