Базилика Святой Крови в Брюгге.

История этого места начинается в 1134 году, когда Тьерри Эльзасский, граф Фландрии, решил построить рядом со своей резиденцией в замке домовую часовню. Он посвятил ее св. Базилию Великому – греческому святому IV века. Сам замок, носящий имя Steen, в свою бытность успел побывать и резиденцией графа, и тюрьмой, и местом собрания городских старейшин, и ратушей. Но сейчас разговор пойдет все-таки о церкви.

Спустя несколько лет после возведения церкви, граф отправился во Второй Крестовый поход. Согласно преданию, домой он вернулся в 1150 году, привезя с собой реликвию – сосуд с каплями Крови Христовой. Для хранения столь значимой ценности было решено возвести верхнюю часовню.

Двухуровневые церкви были обычны для того времени. По традиции винтовая лестница обеспечивала проход на верхний этаж, где изначально располагалась галерея или площадка, с которой открывался отличный вид на неф церкви. Эту привилегированную позицию занимали аристократы, а на нижнем этаже было место для простых людей. Иногда, как в данном случае или, например, в церкви Ля-Шапель в Париже, этажи изолированы между собой и связаны лишь лестницей.

Нижняя часовня прекрасно сохранилась, возможно, благодаря тому, что во времена восстаний это прочное сооружение использовалось для практических нужд, а не для религиозных целей. Среди прочего здание служило и как тюрьма, и как арсенал. Но так или иначе, сегодня мы можем наблюдать здесь образец романской архитектуры, прекрасно сохранившийся до наших дней и донесший дух той далекой эпохи.

Деревянная лестница, ведущая к верхней часовне представляет собой утонченное произведение искусства. Она была перестроена в 1553 году, и богато украшена в стиле эпохи Возрождения. Снаружи ее украшают статуи, изготовленные по чертежам Ланселота Блонделя (Lancelot Blondeel, 1498-1561 гг.). Однако около 1800 года, во время Французской оккупации, фасад и ступеньки были разрушены. Но в 1829-1939 гг. лестница была восстановлена. Правда ее сделали на пять метров длиннее, чтобы объединить с передней частью входа.

Сводчатое начало лестницы, начиная с самого пола, украшено рисунками на гербах масонов (слева) и канделябрами (справа), а также надписью MVCXXXIII (1633 год). Выше внимание приковывает ряд позолоченных бронзовых статуй. Слева на право изображены: эрцгерцогиня Изабелла (Archduchess Isabelle), её муж, эрцгерцог Альберт (Archduke Albert), в центре Мария Бургундская (Mary of Burgundy), слева от неё её муж, Максимилиан Австрийский (Maximilian of Austria), справа от неё её мачеха, Маргарита Йоркская (Margaret of York). По обе стороны от входа: Тьерри Эльзасский, его жена Сивилла Анжу (Sibyl of Anjou) и их сын Филипп Эльзасский. В нише стоит каменная статуя Карла Доброго, короля Дании, графа Фландрии. Над окнами располагаются медальоны из белого камня: императора Фердинанда (the Emperor Ferdinand), императора Карла V (the Emperor Charles V), Изабеллы Португальской (Isabelle of Portugal) и Марии Венгерской (Mary of Hungary).

Три верхних окна ступенек окружены четырьмя ангелами, несущими изображения гербов епархии Турне, протектората собора Святого Донациана, епархии Брюгге и аббатства Дюн.

Верхние углы арочных окон украшены гербами шести пап, которые имели право даровать индульгенцию либо отпускать грехи: Иннокентий IV (Innocent IV), Климент V (Clement V), Павел V (Paul V), Пий VI (Pius VI), Пий IX (Pius IX), Лев XIII (Leo XIII).

На карнизе находятся четыре каменных льва, которые держат гербы Гента, Брюгге, Ипра и альянса городов вокруг Брюгге. Две другие каменные статуи львов несут герб Брюгге (слева) и герб Западной Фландрии (справа).

Верхняя часовня первоначально была построена в романском стиле и не отличалась размерами от нижней. Однако в XII веке был пристроен боковой неф капеллы Святого Креста. Далее в конце XV века это помещение в романском стиле было заменено на просторную готическую капеллу. Апсиду продлили до боковой стены городской ратуши, а изогнутые арки, которые располагаются между двумя проходами, сохранились ещё от первоначальной конструкции. Арочные окна были великолепно декорированы витражами, относящимися к 1483 и 1644 годам, их эскизы можно увидеть в музее. Две восточные башни, стоящие рядом также относятся к этому периоду времени.

Во время французской оккупации многие произведения искусства, находящиеся в часовне, были безвозвратно испорчены. Хотя само здание также сильно пострадало, его удалось реставрировать. В то время думали, что часовню постигнет участь соседнего собора, который был полностью разрушен в 1798 году. Однако, как говорят, сам Наполеон остановил вандализм, происходящий в то время на территории церкви. Руины церкви напомнили ему, его африканские походы.

Частично разрушенные витражи были проданы неизвестному дилеру антиквариата по цене 14 франков за одно окно. Тот в свою очередь экспортировал их английской фирме, которая продала их стекольщику J.C. Hampp. Затем эти витражи использовали для декора интерьера частной часовни. Когда же в 1910 году здание этой часовни было снесено, витражи отправили в Нью-Йорк на выставку. После этого музей Альберта и Виктории выкупил витражи, некоторые из них выставлены в музее базилики и сегодня. Придворный художник, мастер стекольных дел J.F. Pluys получил заказ на реставрацию этих витражей в 1843-48 годах, он легко восстановил старые конструкции и завершил серию витражей путём добавления двух витражей собственного изготовления.

Витражи

Витражи XIX века заслуживают детального рассмотрения. Они начинаются с галереи суверенов, где находится ряд витражей, на которых изображены правители с 1384 года по 1780 год. Первое окно находится с правой стороны от стула ближайшего к кафедре.

  1. Филипп Смелый (Philip the Bold) и Маргарита Мальская (Margaret of Male) (1384-1404 гг.)
  2. Луис Мальский, последний граф Фландрии выдал свою дочь замуж за герцога Бургундского, сына короля Франции, в надежде приобрести поддержку сильного союзника.
  3. Жан Бесстрашный (John the Fearless) и Маргарита Баварская (Margaret of Bavaria) (1405-1419 гг.) Жан был старшим из сыновей Филиппа Смелого. Он получил своё прозвище после того как отличился храбростью во время похода на турок.
  4. Филипп Добрый (Philip the Good) и Изабелла Португальская (Isabel of Portugal) (1419-67 гг.) По случаю своего второго брака Филипп учредил орден Золотого руна. Он, как и все его преемники, носил орденскую цепь.
  5. Карл Смелый (Charles the Bold) и Изабелла де Бурбон (Isabel of Bourbon) (1467-77 гг.) Вероятно, самый известный из герцогов Бургундии. Таковым он стал из за его любви к искусству и всякого рода представлениям. Карл отпраздновал свой третий брак с Маргаритой Йоркской в 1468 году со всей помпезностью, которую мог себе позволить Бургундский герцог того времени. Максимилиан III Австрийский (Maximilian of Austria) и Мария Буругндская (Mary of Burgundy) (1477-1482 гг.) Мария умерла в возрасте 26 лет в результате несчастного случая во время выезда на охоту 27 марта 1482 года. Её обычно изображают с соколом в руке. Народ ополчился против Максимилиана, его заперли на некоторое время в резиденции Краненбург, которая находился на рыночной площади. А его доверенный слуга и виночерпий Пётр Лангхалс (Peter Lanchals) был казнён разьярённой толпой.
  6. Филипп VI Красивый (Philip the Fair) и Иоанна Безумная, королева Кастилии (Johanna of Castile) (1482-1506) Брак Филиппа с испанской принцессой стал основой создания государства Габсбургов, у них родился сын Карл V.
  7. Карл V (Charles V) и Изабелла Португальская (Isabel of Portugal) (1506-90 гг.) Этот правитель, рождённый в Генте, создал свою свою самую большую и процветающую, со времён открытия Нового Света, империю.
  8. Мария-Тереза (Maria-Theresa) и Франц I (Francis I) (1740-90 гг.) С этим австрийским правителем закончилась эпоха старого режима. Фландрия последовательно была под управлением Франции, Испании, Австрии, снова Франции, после Французской революции1789 года Голландии, пока не стала Королевством Бельгия в 1830 году.

 Эрцгерцог Альберт (Archduke Albert) и герцогиня Изабелла (Archduchess Isabel) (1598-1621 гг.)

 Рядом с кафедрой есть медная доска в память о возведении часовни в ранг базилики в 1923 году. Текс гласит: «По просьбе Монсеньора Вафелаерта (Mgr Waffelaert), который был епископом Брюгге в течение 28 лет, по милости Папы Пия XI, я была повышена до звания равного базилике и получила привилегии равные тем, которые есть у базилик Рима, 13 апреля 1923 года. Прибавляя новую славу поклонения Святой Крови, так как у меня находится реликвия Святой Крови». Эта гравюра на меди увековечивает благодарность за получение звания базилики, при помощи Благородного Братства и Декана Жан-Батиста Коппитерса (Dean Jean-Baptiste Coppieters).

РЕЛИКВИЯ СВЯТОЙ КРОВИ В БРЮГГЕ

Описание

Фиал, содержащий сгустки крови сделан из горного хрусталя восточного происхождения, датируется XI или XII веком. Длина его – 16 сантиметров, а максимальная толщина составляет 2,8 сантиметра.  Фиал помещён в стеклянный контейнер, декорированный золотыми венцами, которые в свою очередь украшены двумя ангелами. На нем висит рамка с надписью «MCCC LXXX VIII die III maii» (3 мая 1388 года).

Первое упоминание

Практически ничего неизвестно про историю происхождения реликвии Святой Крови, до того как она была доставлена в Брюгге. Не существует подлинных исторических источников, есть только старые легенды. Главный вопрос: Каким образом Кровь Христа попала в некий сосуд и сохранилась там? Нет ответа и в Евангелии. Там описано, как тело Христа сняли с креста, бальзамировали и положили в новый гроб, принадлежащий Иосифу из Аримафеи, который был влиятельным евреем и одним из учеников Иисуса (Евангелие от Иоанна 19, 40). Согласно еврейскому обычаю, тело обмывают перед бальзамированием, но ни один из евангелистов не упомянул о том, что сохранилась кровь Христа. Стечение обстоятельств описанное в апокрифическом Евангелии так ярко отражают рвение и преданность первых учеников, что невозможно даже усомниться в исторической достоверности.

Анализ этих документов, а также веры учеников был проведен и обобщён епископом из Линкольна в 1274 году: «После смерти Иисуса Иосиф Аримафеский смело попросил позаботиться о теле Спасителя. Представители власти оказали ему эту услугу, так как он находился в высоком положении в то время. Не смотря на протесты евреев, он снял тело Христа, которое было всё в крови и покрыто ранами. Затем он принялся очищать кровавые раны, руки и ноги, где гвозди оставили глубокие раны, из которых сочилась кровь Христа. Потом он положил тело во гроб и омыл его. Далее он собрал кровь, смешанную с водой в чистый сосуд, а кровь, сочившуюся из ран, он собрал в другой сосуд. Иосиф сохранил обе реликвии как драгоценное сокровище и передал их своим потомкам.»

Обычно кровью и мощами мучеников очень дорожили, и это указывает на то, в какой степени мощи, а особенно Святая Кровь Иисуса Христа была почитаема. В начале религиозных гонений эти реликвии должны были быть тщательно спрятаны. Позже были обнаружены единственные в своём экземпляре письменные источники, где упоминалась Святая Кровь. Например, греческий Месяцеслов, в котором повествуется о жизни отшельника  Варипсава, который жил в 4 веке. В этом Месяцеслове также написано, что у Варипсава было несколько капель Святой Крови и он завещал её церкви Константинополя после своей смерти. Другие предания упоминают о том, что Герман, Патриарх Константинопольский в VIII веке хранил у себя эту реликвию со Святой Кровью.

И наконец, существует «Паноплия догматика» (греч. πανοπλία δογματική – история всех «ересей»), написанная Евфимием Зигабеном, византийским богословом и экзегетом. Он записал все «ереси» начиная от Симона Волхва до ислама, с их краткими опровержениями, заимствованными из произведений Отцов Церкви. Данная книга была написана в качестве опровержения точки зрения Богомилов, которые утверждали, что Иисус Христос физически не умер на кресте. Евфимий утверждал, что Иисус Христос на самом деле принял человеческое обличие, а мощи Его и Святая Кровь могут лечить больных. Всё это ясно доказывает, Господь был действительно казнён на кресте и страдал, а не пережил символическое распятие. Также в этих писаниях можно найти подтверждение того, что Святая Кровь на самом деле находилась в Константинополе в 1204 году, так как там есть запись о том, что латинский император послал эту реликвию в подарок своей дочери Жанне, графине Фландрской.

Как реликвия попала в Брюгге

Традиционное объяснение или версия первая

После первого крестового похода (1096-99 гг.), который был полностью успешным, Готфрид Бульонский принял титул Защитника Иерусалима. Другие малые государства, такие как Антиохия и Эдесса, также были заняты лидерами крестового похода, которые расположились в этих городах как короли.

После того как Сарацины захватили Эдессу в 1146 году, Тьерри Эльзасский, который был на то время графом Фландрским, естественно отправился на помощь своему зятю Болдуину III. Он собрал впечатляющую армию, в рядах которой были такие крестоносцы как король Франции Людовик VII и первый король Германии Конрад III. В отличие от первого, второй крестовый поход обернулся неудачей. На берегах Малой Азии, войско Людовика VII вынуждено было двигаться назад к берегу, так как ряды армии редели из-за голода и жажды. Неопытность и поспешно отданные приказы в результате привели к нескольким бесславным поражениям. Лишь немногим крестоносцам удалось добраться до Иерусалима, Тьерри Эльзасский был в их числе.

Большинство командиров вернулись домой, вследствие непрерывных ссор между собой. Едва оправившись от похода, Тьерри Эльзасский двинулся на Дамаск по просьбе Болдуина III. Однако, Сарацины, которые завистливо относились к победам Тьерри, организовали засаду и атаковали крестоносцев. После всех этих несчастий, Болдуин III, как говорят, в знак своей благодарности подарил Тьерри частицу Святой Крови, которая хранилась на тот момент в Иерусалиме.

Тьеррри Эльзасский поручил монаху Леонтию из собора Святого Бертена охранять реликвию по дороге домой. Ослабленный и больной, Тьерри вернулся в свою столицу Брюгге и подарил реликвию Святой Крови своему народу (1150 год).

Исторический подход или версия вторая

Изложенная выше история про походы Тьерри Эльзасского и про то, как реликвия попала в Брюгге, является традиционным, многовековым объяснением истории происхождения реликвии. Это обычная история, которая передавалась из поколения в поколение и была записана в летописях в 1380 году.

Однако до 1256 года упоминаний о реликвии в Брюгге не найдено.  Даже в акте об основании часовни Святого Василия (1189 года), который составил сын Тьерри, Филипп Эльзасский, ничего не написано о реликвии Святой Крови. Исходя из такого положения дел, можно прийти к выводу, что на тот момент реликвии еще не было в Брюгге.

В летописях уделяется много внимания находкам других реликвий на Востоке, как например, части Креста. Тем не менее, единственное указание того, что реликвия действительно находилась в Брюгге на тот момент – это запись в списке реликвий 1150 года, хранящемся в Британской библиотеке. Там отмечается, что реликвия находилась на хранении в императорском дворце в Константинополе. Отсюда следует, что реликвия была привезена в Брюгге не раньше XIII века.

Предположительно Болдуин X передал реликвию Святой Крови вместе с другими реликвиями своей дочери Жанне, графине Фландрской, после взятия Константинополя в 1204 году. В свою очередь Жанна пожертвовала реликвию Святой Крови городу Брюгге.

Хотя это объяснение выглядит правдоподобно, доказательства отсутствуют. Самая первая запись о том, что реликвия была в Брюгге в 1255 году, находится в юридическом документе 1270 года. В этом документе описывается дело 1256 года, в котором ответчик тщетно просил разрешения судей поклясться в своей невиновности над реликвией Святой Крови.

Кроме того, известно, что шествие с реликвией Святой Крови происходило ещё до 1291 года. В Уставе привратников имеется запись о том, что согласно правилам необходимо проводить ежегодное шествие 3 мая.

Также существует еще один важный документ, устав, изданный королём Франции Филиппом VI Красивым в провинции Западной Фландрии Ingelmunster в 1297 году, в котором он обязался защищать реликвию в случае нападения на Брюгге.

И наконец, в папской буле Licet от 1 июня 1310 года Климент V дарит индульгенцию всем участникам процессии и подтверждает, что в полдень каждую пятницу несколько капель крови падают из сгустков Святой Крови.

С тех пор феномен перехода крови в её жидкое состояние больше не наблюдался, кроме как в 1388 году, когда епископ Урбан VI поместил хрустальный фиал в новую коробку в форме цилиндра в золотой оправе.

На сегодняшний день существует две версии того, как реликвия оказалась в Брюгге.  Первая основана на старых традициях устных преданий и зафиксирована в письменном виде в 1380 году. Вторая является результатом исторического анализа документов. Что касается происхождения реликвии, то возникает множество вопросов по поводу существования исторических доказательств подлинности данной реликвии.

Но не следует забывать самое главное в этой реликвии, а именно то, что эта она прослужила народу, как символ жертвы Христа на протяжении веков и принесла радость и успокоение многим миллионам верующих. Уже один этот факт, безусловно, заставляет обратить внимание на важность этой реликвии, а не на кропотливый процесс поиска её происхождения.

Благородное братство Святой Крови

Начиная с XV века, почётный караул охраняет реликвию Святой Крови: Благородное братство, в состав которого входит тридцать человек, которые под покровительством декана обязуются защищать святыню и способствовать её продвижению среди верующих путём организации богослужения в её честь, а также проведения ежегодного шествия  по улицам Брюгге.

Их торжественное одеяние состоит из черного платья и красной накидки с изображением пеликана. А декан в знак своей должности носит большие позолоченные серебряные цепочки.

Также существует еще одно братство, Благочестивое братство, которое также разделяет все духовные обязательства и охраняет реликвию Святой Крови.

Необходимо изучить историю реликвии, чтобы понять каким образом удалось сохранить реликвию Святой Крови на протяжении 11 веков в целости и сохранности до того, как реликвию привезли в Брюгге. Естественно, каждый раз когда реликвии угрожала опасность, её прятали в тайном месте,  о котором знали считанные люди. Реликвию тщательно прятали во время оккупации кальвинистами, во время Французской революции, а также в течение двух мировых войн. Возможно, именно таким образом удавалось сохранить реликвию каждый раз, когда появлялась опасность.

http://belgium-art.org/bruges/basilica

http://www.cult-turist.ru/place-interes/one-place/4039/?q=497&plint=4039

http://o-gorod-ik.net/bazilika-svyatoy-krovi-bryugge/

http://redigo.ru/geo/Europe/Belgium/poi/4956